To top

Маркетинговые исследования – лекарство или ноцебо для вашего бизнеса?

Маркетинговые исследования – лекарство или ноцебо для вашего бизнеса?

Совершенно очевидно, что невозможно ни конкурировать, ни здраво видеть перспективы собственного развития, не понимая, с кем или чем приходится соревноваться, на кого или что равняться, чтобы обойти конкурентов или выделиться на рынке. Рано или поздно к такому выводу приходит руководитель любой компании. Случаи, когда он к такому выводу НЕ приходит, достаточно подробно описывают материалы с ключевыми словами «ликвидация фирмы», «закрыть бизнес» и «банкротство», посему в настоящем обзоре их рассматривать мы не видим смысла.

Итак, основным и самым надёжным инструментом, помогающим определить те критерии, которые являются показателями жизнеспособности и «верного пути» вашего бизнеса при его рассмотрении с любой точки зрения – инвестиционной привлекательности, продуктовой линейки, кадровой политики, регионального покрытия и других, - является достоверная инсайдерская информация. Удивительно, насколько полезным может оказаться «засланный казачок», если вам посчастливится обзавестись таким в каждой из топ-10 компаний вашего сегмента и минимум в 3-5 – среди ваших непосредственных – схожих по объёмам бизнеса и другим ключевым показателям – конкурентов.

«Невозможно!» - скажете вы? Тогда заказывайте маркетинговое исследование на актуальную для вас тему!

В зависимости от потребностей и глубины необходимого анализа такие исследования проводятся либо силами собственной маркетинговой службы, либо поручаются специализированному агентству, либо отдаются на откуп компаниям, являющимся доками в той или иной области знаний, например, продающим консалтинг в банковской, нефтегазовой, информационной и других сферах.

Компетентность и способность к глубинному исследованию ваших собственных маркетинговых служб оставим на откуп вам, вашим HR-ам и вообще – собственным корпоративным стандартам профессионализма вашей компании. По поводу консалтеров – сделаем малюсенькое, но вполне показательное отступление.

Итак, условия задачи: 2009 год, непростая экономическая ситуация в российской экономике в целом, а уж на рынке труда – и подавно, одна из топовых строительных компаний, планирующая прибегнуть к бюджетосберегающему реплейсменту (т.е. замене собственных, достаточно дорогостоящих сотрудников на аналогичных в профессиональном плане, но с меньшими запросами по заработной плате и компенсационному пакету) и серьёзное во всех смыслах кадровое агентство, получившее заказ на проведение исследования в области своих компетенций – обзора заработных плат в строительном сегменте.

Доподлинно известно из достоверного источника (Business Family общалась с непосредственными исполнителями этого «задания»), что руководство клиента ставило задачу провести объективное исследование и выделило для этого бюджет, достаточный, чтобы принять, по итогам маркетинговых изысканий, взвешенное решение: оставить собственную команду менеджеров или попробовать хотя бы частично оптимизировать фонд оплаты труда без потери качества, параллельно влив в компанию «свежую кровь». Менеджмент же строительной компании, со своей стороны, также предпринял определённые финансовые шаги в отношении исполнителей со стороны агентства, с которыми сотрудничал по подбору кадров ранее, с тем, чтобы в отчёте оказались данные, на 100% способные убедить руководство «не менять коней на переправе», а употребить все силы на то, чтобы сохранить действующую команду.

Как нам сообщили, «никто не любит чувствовать себя коррупционером... признавать, что в своё время солгал... но кризис... значимое контактное лицо, выступающее в роли непосредственного заказчика... «живые» деньги... давление руководства кадрового агентства, вы же понимаете...», - всё это сыграло свою зловещую роль и вуа-ля! – клиент получил за почти $2 000 отчёт с теми цифрами и рекомендациями, которые играли на руку кому угодно, но не конечному заказчику.

Разумеется, с учётом национальных особенностей ведения бизнеса, подобные риски сохраняются и в случае сотрудничества со специализированным маркетинговым агентством, однако «универсалы» куда меньше подвержены влиянию со стороны заказчика, поскольку клиент попадает к ним
а) без завязки на конкретного КАМа, что практически сводит к нулю «дружеские просьбы»,
б) само агентство, чьё портфолио держится именно на «попадающих в цель» исследованиях, не заинтересовано в том, чтобы намеренно ради сиюминутной выгоды искажать информацию. А проще говоря – лгать или манипулировать данными. Так что не только на данные, но и на рекомендации такого – профессионального – исполнителя вполне разумно полагаться, даже если они несколько удивляют или – более того! – идут вразрез с вашими предположениями.

Ключевыми факторами, гарантирующими качество проводимых исследований, являются отзывы и рекомендации других клиентов агентства, используемые методы и стоимость услуг. Ну не может «штучный продукт» стоить, как универсально-отраслевой «ширпотреб». Заплатите $150-600 – несомненно, получите второе; первое же обойдётся не менее, чем в $1 000. Однако в этом случае вы будете уверены и в квалификации и честности непосредственных исполнителей, и в адекватной оперативности, и, самое главное, в достоверности полученных данных.

Кстати, по поводу рекомендаций маркетингового агентства, завершающих исследование: если вы не готовы им следовать и собираетесь заказать исследование исключительно для того, чтобы подтвердить собственную гипотезу, – это уже нечто из сферы маркетингового вуайеризма, который, увы, также не является предметом рассмотрения в рамках данного материала!

25 May 2015, 13:06
Leave a comment

Recommend to visit

Облака контактовОблака контактов
Mainstream
New place
28 November (Thursday), 20:00Облака контактов
Приглашаем на очередное мероприятие Business Family
63 guests
36 pending
Business Family website uses profiling cookie to improve quality of service and site usability
Персональное предложение

Choose region

Belarus
Kazakhstan
Switzerland
United Kingdom