Это только от типичной диареи помогают пилюли. От атипичной – люли или тренинг.
Каждый, кто помнит кризис 2008-2009 гг., прекрасно знает: первое, на чём начинает экономить компания, – это «большие счета». Чай и кофе в офисе держатся до последнего. Но многим ли руководителям приходило в голову, что, оказывается, пропажа корпоративных мероприятий, проводящихся в обычных условиях периодически, является для сотрудников тем самым «маячком», который отчаянно сигнализирует: «Пора бежать!»? Как выяснили в Business Family, многим.
Логично было бы предположить, что рынок тренинговых услуг и корпоративного образования наряду с прочими расходами по статье «персонал» пошёл на спад. Но нет, оптимизируют собственные расходы, демпингуют, разрабатывают более злободневные программы, но живут, работают. А знаете, почему? А потому что входят в список жизненно необходимых для бизнеса. Судите сами: тренинги по продажам и закупкам, переговорам и презентациям, менеджменту и личной эффективности, - причём именно в сегменте корпоративных услуг, дали в 2014 до 56% от общего финансового объёма в своей отрасли. Корпоративные тренинги, разработанные именно «под вас» - до 7%. В I квартале 2015 эти показатели выросли до 59% и 8% соответственно. Т.е. почти 2/3 компаний, реально развивающихся, в т.ч. через повышение качества уже имеющихся человеческих ресурсов, не прячут голову в песок, а продолжают решать и чисто учебные, и организационные задачи. Как ни в чём не бывало.
В каких же случаях, кроме
приведённого в первом абзаце, стоит задуматься о корпоративном обучении?
Если вы считаете, что команда ваша, в общем-то, золотая, но «проба»
пока что не дотягивает до максимальной чистоты:
1. Существует
реальный разрыв между актуальным и необходимым для дальнейшей работы (в
т.ч. в новых экономических условиях) уровнем навыков, компетенций и
просто знаний;
2. За последний год к вам пришло много людей из
смежных или совершенно иных отраслей, а вы хотели бы использовать их
практический профессионализм на 100% у себя;
3. Ваша компания
объективно вышла на новый уровень, в т.ч. взаимодействия со
специфическими клиентами (госсектор, регионы, переход от семейного типа
управления к корпоративному при пересечении планки в 50 штатных
сотрудников);
4. Стратегия развития компании требует и обязывает «учиться, учиться и ещё раз учиться» ©.
Рынок
корпоративного образования и тренингов, вопреки распространённому
мнению, предлагает совершенно различные не только по направленности, но и
по цене варианты, в т.ч. за счёт формата. Если вы хотите обучить
одного-двух сотрудников – отправляйте их на открытые семинары или
тренинги. Если тема актуальна для шести и более человек – финансово
выгоднее организовывать корпоративный тренинг. В случаях же, когда речь
идёт о регулярных и масштабных занятиях – тренингах по продажам,
направленных на повышение эффективности работы менеджеров с клиентами,
обучении постоянно пополняемого кадрового резерва, тренингах
управленческих навыков (для быстрорастущего бизнеса, «выращивающего»
руководителей отделов и рабочих групп, а не набирающих их со стороны),
стоит заморочиться и оплатить разработку индивидуального решения, а
также наймом собственного тренера в штат. Уже по итогам года оцените
финансовую выгоду.
Кстати о выгоде. Знаете, как не обмануться в своих
ожиданиях от вложенных в организацию любого вида корпоративного
обучения средств? Понять и чётко сформулировать, какой результат вы
считаете необходимым получить на выходе. С конкретикой. Цифрами и
фактами. И, в принципе, в действительно профессиональных бизнес-школах и
консалтинговых компаниях заинтересованы не в сиюминутной продаже вам
тренинга, а в реальной помощи вам через обучение персонала.
Как должны с вами работать, чтобы вы однозначно поняли, что перед вами – профи?
1. Они отказываются работать с вами, если вы ставите не реальные планы,
прямо заявляя, что дело пахнет выброшенными деньгами: никто стоящий не
захочет рисковать своей репутацией, как эффективного тренера. Разрыв
между актуальной и желаемой результативностью не должен приобретать
масштабы Гранд Каньона.
2. Они не обещают, что по итогам тренинга
всё заработает «как по волшебству». Обучение – двусторонний процесс, и
по завершении тренинга вам, как руководителю, придётся жёстко следовать
полученным рекомендациям, если вы, конечно, не хотите, чтобы через
квартал всё вернулось на круги своя. Где-то – действовать по-новому,
где-то – наоборот, не вмешиваться в новую систему, пусть даже
сдерживаясь изо всех сил.
3. Они чётко знают и не скрывают, что
именно будет включено в программу обучения, по каким методикам будет
вестись работа, расписывают детализированную программу мероприятия с
обоснованием по каждому пункту (что будет являться результатом после
приобретения того или иного навыка, качественно и количественно).
4. Они учитывают ваши корпоративные особенности, предлагая различные
форматы и/или программы (с командой, 90% сотрудников которой 40+, не
пройдут те же механизмы, что и с «игреками»; и профи это знают). Им
важно, чтобы полученные от них знания работали.
5. Они помогают
вам правильно преподнести, «продать» идею тренингов и их назначения
персоналу, проводя вводные презентации и инструктаж.
6. Они не отступают от плана обучения, потому что уверены в том, что предложенный ими инструмент – разработан на 100%.
7. Они оценивают эффективность проведённых мероприятий независимо от вас.
Потому что для них действительно важна и интересна эта статистика. Они
действительно стремятся «сделать мир чуточку лучше».
8. В их программу заложены посттренинговые мероприятия (с их участием/для вашей внутрикорпоративной отработки).
Ну и как всегда – не просто смотрим, но проверяем рекомендации. Звоним, встречаемся, уточняем у тех, «кто там был». Учитываем как их позитивный, так и негативный опыт.
Какие вопросы на сегодняшний день можно решить, помимо «вливания свежей крови» - новых высокопрофессиональных сотрудников, путём обучения имеющихся? Что предлагает рынок, и что вы можете, при желании, улучшить?
1. Количество и эффективность продаж (примерные темы: В2В/В2С, холодные звонки, работа с различными категориями клиентов);
2. Управленческие и мотивационные навыки руководителей;
3. Коммуникационные навыки сотрудников (примерные темы: деловые переговоры
всех уровней, публичное выступление и презентация, деловая переписка,
конфликтология);
4. Качество системы управления персоналом (примерные темы: подбор и адаптация, оценка и обучение персонала);
5. Личную эффективность каждого члена команды (примерные темы: тайм-менеджмент, целеполагание).
Разумеется, существуют и специализированные тренинги: по стратегическому планированию, финансовому менеджменту, бюджетированию, основам маркетинга и т.д., отлично работающие даже не будучи адаптированными конкретно под ваш бренд, просто с отраслевой привязкой (а она имеется в каждой уважающей себя тренинговой компании, присутствуя в виде специализации).
Итак, подводя итоги: нужны ли вашей компании корпоративные тренинги или другие образовательные форматы? Два серьёзных повода ответить «да»:
- Приобретение подобных услуг – дань имиджу: возможность показать и команде, и конкурентам, и самим себе, что всё в компании – по-прежнему. Кризис в головах у менеджеров начинается с пропажи бесплатного кофе в офисе, а для топов – с отказа от оплаты инструментов развития. Вы же не хотите, чтобы от вас сбежал кто-то гениального профессионализма, но слишком тонкой душевной организации? Вот пусть и получит свой очередной – ежегодный сертификат, тренинг, свой кусочек стабильности.
- Во-вторых, кризис кризисом, а стратегия и её реализация – своим чередом. Да, они корректируются. Но настолько ли всё у вас в компании поменялось за последние 9 месяцев (реально, без эмоций), чтобы отказываться от намерений развивать то или иное направление, для чего требуется дополнительно обучить своих спецов? Вы же не стопнули выпуск своего нового продукта и не закрыли половину офисов в регионах? Вот и идите намеченным курсом.
Самое главное, не
надейтесь приобрести «чудо-таблетку от всех бизнес-болезней».
Запланировали кого-то учить, сочтя это вложение разумным, -
вкладывайтесь, учите. А если система работает, как говорят айтишники, то
«не трогайте тут ничего!» в экстренном порядке. Помните: иногда лучшее,
всё-таки, враг хорошего! И уж по крайней мере, не занимайтесь
«самолечением», а проконсультируйтесь предварительно со специалистом.
Собраться всей компанией и хорошо отдохнуть в ресторане. Неплохая база ресторанов по югу России есть на портале https: